30 марта 2018
Один из разделов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года посвящён образованию и показывает такую взаимосвязь: модернизация системы образования → инновации в экономике → динамичный экономический рост → благополучная и безопасная страна.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 .07.2013 года № 247-п «О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», легли в основу государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие промышленности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 - 2020годах и на период до 2025 года» (далее - Государственная программа).
В Государственной программе обозначены ведущие задачи, важнейшими из которых стали:
Образовательно-производственный кластер – это система сетевого взаимодействия образовательных, производственных и иных организаций, объединенных по принципу социального партнерства, которая направлена на повышение качества профессиональной подготовки кадров в интересах развития приоритетных социально-экономических отраслей региона или муниципалитета, в интересах развития молодого поколения.
Цели образовательно-производственного кластера:
1. Участие социальных партнеров в разработке и реализации единой стратегии развития моногорода.
2. Проектирование и апробация технологий межведомственного взаимодействия и взаимодействия социальных партнеров – участников ОП-кластера: нормотворчество, прогнозирование, квазипрофессиональной деятельности, кластерного обмена и взаимоействия, информационного обмена, сетевого взаимодействия, PR-технологий
3. Формирование научно-обоснованного статистически достоверного прогноза потребности в профессиональных кадрах на территории моногорода (краткосрочного (1-5 лет), среднесрочного (5-10 лет), генерационного (10-25 лет).
4. Проектирование учебно-научно-методической базы образовательной организации на основании результатов согласования профессиональных образовательных программ с целевыми ориентирами развития региона, города, территории потребностями заказчика (работодателя) образовательных услуг интеграция и согласованность образовательных программ;
5. Создание и развитие актуальной лабораторной, стажировочной базы и базы практик для профессиональной подготовки будущих специалистов:
5.1. На базе образовательной организации;
5.2. На базе производственной организации;
5.3. В виде выносных производственных площадок для организации квазипрофессиональной деятельности обучающихся.
6. Создание единого информационного ресурса, объединяющего образовательный, производственный и управленческий потенциал социальных партнеров – участников образовательно-производственного кластера.
Ожидаемые результаты:
Основная идея и главное преимущество социального партнерства в рамках образовательного кластера – эффективное партнерство отличных друг от друга и полезных друг другу участников, которые обладают ограниченными ресурсами.
Многомерность модели ОПК обеспечивается компонентными характеристиками образовательного процесса (направлениями профессиональной подготовки, предприятиями, обеспечивающими стажировочные площадки, образовательными технологиями, научно-методическим обеспечением).
В 2017 году Бюджетному учреждению «Междуреченский агропромышленный колледж» был присвоен статус опытно-экспериментальной площадки в рамках проекта «Теоретико-методологические основания опережающей подготовки специалистов среднего профессионального образования» при головной организации ФГБНУ «Институт педагогических исследований одаренности детей РАО»
Тема опытно-экспериментальной работы: «Опережающая подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в агропромышленной сфере экономики в условиях образовательно-отраслевого кластера Кондинского района ХМАО-Югры».
В основу миссии колледжа положена идея подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в условиях единого развивающего мотивационно-образовательного пространства на территории Кондинского района, обеспечивающего непрерывное профессиональное образование разных категорий населения Кондинского района и близлежащих территорий через активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и социального партнерства, оптимизацию использования ресурсов
Ценностными ориентирами субъектов образовательного процесса колледжа определены: открытость к переменам и инновациям; качество образовательной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа планируется в рамках апробации модели Агропромышленного образовательно-производственного кластера.
Социальными партнерами Междуреченского агропромышленного колледжа являются более 30 организаций и предприятий, наиболее крупными и социально-активными из которых выступают:
Регулирует сотрудничество партнеров Координационный совет по вопросам организации деятельности образовательно-агропромышленного кластера в Кондинском районе.
Кластерное партнерство включает: образовательные, общественные, научные организации и Ассоциацию работодателей. Ключевым звеном (или ядром кластера) является Междуреченский агропромышленный колледж.
Основная идея и главное преимущество социального партнерства в рамках образовательно-промышленного кластера – эффективное партнерство отличных друг от друга и полезных друг другу участников, которые обладают определенными ресурсами эти ресурсы могут быть объединены в рамках единого образовательного пространства
Возможности кластера:
Функции колледжа весьма обширны и точны: организация межведомственного взаимодействия и координация действий кластерных партнеров в части профориентационной работы, формирования и развития стажировочных площадок (внутри колледжа, в условиях производства, выносных), аудита материально-технической базы производственных партнеров, участия в прогностических исследованиях кадровой потребности района.
Руководство развитием кластера при равном партнерском участии в его развитии осуществляет администрация Кондинского района.